Сегодня написано уже много книг и статей об идеологии Кайдзен. Более того, есть множество успешных проектов по реализации этой идеологии на предприятиях, в том числе и российских. Но 90% росийских предприятий все еще далеко находятся от данного подхода.
В данной статье, хотелось отразить основные базовые принципы внедрения Кайдзен для тех компаний, кто собирается встать на этот не легкий, но перспективный путь. Зачастую, внедрение происходит неуспешно и руководство разочаровывается в инструментах, откладывая это ментальное изменение на потом в угоду практическим результатам. Ниже приведены базовые правила, которые нужно учитывать на пути к Кайдзен в компании.
10 правил успешного внедрения Кайдзен
1) Работать со всеми идеями
Зачастую руководители, получая простые и глупые, на их взгляд, идеи от подчиненных сами "бьют по рукам" своим сотрудникам. Люди обижаются и перестают их генерировать. Важно, чтобы руководитель относился внимательно и четко корректировал идеи инициаторов (мотивируя на продолжение деятельности в заданном направлении)
2) Не искать извинения, искать решения
Если вы вспомните примеры из своей практики, то люди, обнаружив проблемы в своей работе начинают искать причины произошедшего и оправдания. В этот момент необходимо их усилия направлять не на поиск оправданий, а на пути решения. Важно изменить подход к работе сотрудников в конструктивное русло.
3) Не защищать текущую ситуацию, ставить под вопрос ее эффективность
Начиная процесс проеобразований, каждый лидер сталкивается с сопротивлением участников. Они всячески доказывают, почему текущее состояние дел или процесс выполнения операций является идеальным. Это вызвано привычкой, которую необходимо "нежно переламывать"
4) Лучше сделать хорошо, но сейчас, чем отлично, но потом
Вспомните привычку большинства людей (возможно и свою в том числе) откладывать реализацию планов "на завтра". Всегда находятся логические оправдания отложить реализацию задачи. Эта же привычка мешает при Изменениях. Люди предпочитают затянуть процесс изменений во имя "поиска лучшего решения". Такой подход в корне не верен с точки зрения Кайдзен. Необходимо следовать вектору маленькими шагами по циклу PDCA.(Цикл Деминга\ Цикл PDCA)
5) Если что-то не устраивает – исправлять немедленно
Этот пункт частично связан с предыдущим. Тем не менее, суть его слегка отлична. Дело в том, что даже те кто смог в процессе анализа найти решение проблемы, не всегда быстро приступают к его реализации. То есть над проектом по улучшению поработали и вроде бы результат есть. Тут важно напоминать участникам, что работа над проектом подразумевает реализацию достигнутого, а не работу ради проекта. Важно осознавать, что до того, как вы выявили проблему - вы не знали о ее существовании. После анализа и выявления ее, все потери, которые несет компания в рамках "темы" - это уже ваша осознанная ответственность. Каждый день вы теряете деньги из-за промдления внедрения контрмер.
6) Искать решения, которые ничего не стоят
Идеология Кайдзен подразумевает добиваться улучшений не за счет огромных инвестиций, а за счет повышения операционной эффективности. Иными словами важно не единовременно собрать все силы и решить задачу, а планомерно каждый день, шаг-за-шагом идти к цели. Именно поэтому в Тойота есть устойчивое выражение "Одно-доллоровая идея". То есть затраты на реализацию идеи не должны превышать указанную сумму. Конечно это условно и идеи с большей себестоимостью не отвергаются.
7) Сами проблемы подскажут пути решения (если их правильно идентифицировать)
Суть заключается в том, что правильная идентификация истинной причины и проблемы отклонений в процессе, это уже половина решения. Сформулировав проблему и написав ее на листе бумаги уже легко подтолкнет лидера в направлении ее решения.
8) Чтобы выявить истинную причину- задай себе 5 раз вопрос «ПОЧЕМУ»
Данный метод является одним из базовых для решения проблем. Если вы логически верно и последовательно будете задавать себе вопрос "Почему так произошло", вы зачастую быстрее чем через 5 повторений можете выявить истинную причину проблемы. Далее это вам поможет бороться с причиной, а не следствиями (т.е. более эффективно и быстро добиться желаемой цели)
9) Идеи 10-ти человек ценнее, чем знание одного
Это очевидная идея. Совещательность и всеобщее вовлечение дает мультиплицирующий эффект для компании.
10) Всегда можно сделать что-то лучше
Просто не останавливайтесь на достигнутом. Сделав один шаг, делайте и другой.
Комментарии