Гемба

В японском языке слово гемба означает – фактическое место, место событий, действий. Слово используется в повседневной речи японцев, но особо популярно в среде менеджеров производственных предприятий.

Определение

Гемба – означает место, где происходит создание ценности. В широком смысле гемба – это участки (подразделения), где осуществляются основные виды деятельности предприятия: разработка, производство и продажа продукции. Примером гемба могут служить: склад, цех, отдел продаж, служба доставки, конструкторский отдел. В более узком смысле – гемба это место создание продукции или услуги, то есть того блага, за которое клиент готов платить. На производстве – это цеха, участки, рабочие места. В сфере услуг – гемба это места получения сервиса, обслуживания клиентов.

Взаимодействие менеджмента и гемба

Зачастую менеджеры в компаниях воспринимают гемба как источник проблем, производственного брака, видят в гемба причину жалоб клиентов. Гемба срывает сроки, создает дефицит, дефектную продукцию, постоянно чего-то просит, там грязно и шумно. Менеджеры компании стараются избегать гемба и вообще не посещать. Должность руководителя в гемба может получить только провинившийся менеджер и его положение будет гораздо ниже офисного руководителя. Но надо понимать, что гемба – это место, где добавляется удовлетворяющая потребителя ценность, от гемба зависит получение предприятием прибыли и его развитие. Задача менеджмента обеспечивать поддержку рабочим местам, удовлетворять потребности гемба, решать возникающие там проблемы.
Рис.1

гемба 2.jpg

Потому в отношениях гемба – менеджмент должно присутствовать два противоположных, но равноправных представления: гемба над структурой менеджмента (рис. 1) и менеджмент, доминирующий над гемба (рис. 2). Таким образом, деятельность по улучшениям должна иметь вектор как снизу, так и сверху. Действия менеджмента сверху устанавливают политику, направленную на улучшения, менеджмент ставит корпоративные цели. В другой роли менеджмент – снизу. Руководство должно прислушиваться к людям гемба, учиться у них, помогать.
Рис. 2
гемба 3.jpg

Офисные служащие и люди гемба

Сотрудники любой коммерческой организации делятся на тех, кто зарабатывает деньги и тех, кто не зарабатывает. Создающие прибыль – это кто разрабатывает, производит и продает продукт. Все остальные: служащие, руководители, директора – все кто занят финансами, бухгалтерией, охраной труда, безопасностью, кадрами и т.д. Всех их можно назвать «иждивенцами», потому как непосредственно участия в производстве прибыли они не принимают. Но проблема в том, что те, кто не зарабатывает деньги оказываются на более высоком уровне. Они требуют исполнения своих директив, имеют более высокий уровень образования и потому считают, что владеют ситуацией лучше людей гемба. Офисный персонал служащих всегда выдавал команды и требовал исполнения. В свою очередь гемба не интересуется себестоимостью продукции, считая, что задача гемба только производить продукцию. Потому затраты гемба трудно назвать оптимальными.

Подход, сфокусированный на гемба

Задача в рамках внедрения бережливого производства изменить подход: гемба отвечает не только за производство, но и за качество и затраты, а корпоративный персонал оказывает все возможную помощь гемба. Как только возникнет возможность передачи проблем и будут внедряться решения люди гемба начнут самостоятельно заниматься поиском проблем и возможностей из устранения. Такие решение окажутся значительно менее затратными и более результативными нежели решения, спускаемые сверху менеджментом или исходящее от сторонних подразделений. Люди гемба станут чувствовать себе более комфортно и получать удовольствие от работы, когда сотрудники, не создающие ценности, перестанут их обвинять в ошибках и вместо требований предложат свою помощь.

Шаги по решению проблем в гемба

  1. «Идите в гемба». Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть всё своими глазами.
  2. Проверьте гембуцу – все объекты, которые находятся в гемба: станки, сырье, инструмент и т.д. Всё ли в порядке? Нет ли лишних предметов? Поломок?
  3. Примите временные меры на месте. Сразу же определите, что можно сделать здесь и сейчас. Но помните поговорку – «нет ничего более постоянного, чем временное».
  4. Найдите первопричину. Чтобы ситуация в будущем не повторялась, необходимо исключить сам фактор возникновения нештатной ситуации.
  5. Стандартизируйте. Создайте и зафиксируете новые правила работы, чтобы предотвратить повторное возникновение проблемы.

Действую по этому алгоритму, менеджеры смогут оперативно решать проблемы гемба и всегда быть в курсе дел на рабочих местах. Чем чаще менеджер ходит в гемба тем больше потерь он замечает и каждый раз возвращается хотя бы с одной идеей по улучшению.


Источники:

1. Масааки Имаи. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. - 5-еиздание - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 340 с. ISBN  978-5-9614-1347-2

2. Лайкер Дж. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011 - 400 c. ISBN  978-5-9614-1590-2

Просмотров: 556
Дата размещения: 02.02.2021 21:20:34 451
РЕКЛАМА
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Теги
5S Iambuilding Kaizen kaizen Lean Lean инструменты Toyota Арматура Архитектура Балкон Баня Белый Бережливое производство Бетон Бочка Брус В горах В лесу Вентиляция Вилла Вода Водоснабжение Вопрос Вопросы Выбор Гараж Гидроизоляция Главная Горизонт Дача Дверь Декор Дерево Деревянный Дизайн Дизайн дома Дизайн квартиры Дом дом Дома Древесина Дрова Забор Загородный дом Закон Земля Зима Идея Инструмент Интерьер интерьер Кабель Кайдзен кайдзен Как сделать Канада Канализация Каркас Квартира Кирпич Кладка Клееный Комфорт Кострище Котел Коттедж Красивый дом Краска Кровля Крыша Купер Кухня Ламинат Логистика Лофт Маленькая площадь Материал Металл Методика Минимализм Мотиватор Мощность Насос Небоскреб Новости Обои Обустройство Океан Окна Окно Опалубка Особняк Отделка отделка Отопление Паркет Паркетная доска ПВХ Пенобетон Печь Пластиковые окна Подмосковье Покрытие Пол пол Половое покрытие Порно Последовательность Потолок Правила Проводка Проект Проект дома Проектирование Пурпурный чай Резиденция Ремонт Сайдинг Сваи Своими руками Сдается Система Склад Совет Стекло Стена стены Стены Стиль Стильный Строительство Студия Стяжка США Тепло Транспорт Украина Утепление Участок Уют Фундамент Цепочка Шпаклевка Штукатурка Электрика Электричество электричество Эффективность я строитель

Комментарии

Комментировать

Смотрите также

PDCA
Agile
Scrum
KPI
FMEA
SMART