Неравномерность спроса – это одна из главных проблем любого производства, да и любого процесса оказания услуг. В настоящее время Клиенты хотят получить сегодня один вид продукции, а завтра совершенно другой, и хорошо, если на одной производственной линии можно делать летом велосипеды, а зимой – снегоходы. Только такое производство в наше время встречается очень редко.
Определение
Хейдзунка (Heijunka) - выравнивание производства по видам и объему продукции в течение фиксированного периода времени. Хейдзунка позволяет эффективно удовлетворять спрос клиента, избегая работы партиями, и ведет к минимизации запасов, капитальных затрат, рабочей силы и времени производственного цикла по всему потоку создания ценности. Для чего? Для того, чтобы ключевые ресурсы, которые, используются для удовлетворения спроса, были загружены более равномерно. В производстве это чаще всего несколько видов оборудования, в сфере услуг - это специалисты определенного профиля, т.е. люди. То же самое может касаться задач выравнивания использования финансов или определенных видов сырья или расходных материалов.
Пример процесса выравнивания
Рассмотрим, как происходит выравнивание производства по числу изделий. Предположим, производитель регулярно получает заказы на 500 изделий в неделю, при этом спрос значительно колеблется: в понедельник поступает заказ на 200 изделий, во вторник — на 100, в среду — на 50, в четверг — на 100 и в пятницу — на 50. Для того чтобы выровнять производство, производитель может поместить рядом с зоной отгрузки небольшой резервный запас готовой продукции, позволяющий удовлетворить высокий спрос на изделия, наблюдающийся по понедельникам, и выровнять производство таким образом, чтобы в течение недели ежедневно изготавливать по 100 изделий. Организовав небольшой запас готовой продукции в самом конце потока создания ценности, производитель сможет выровнять спрос на продукцию своего предприятия и на заказы поставщикам, обеспечив более эффективное использование активов по всему потоку создания ценности и удовлетворяя требования клиента. Теперь рассмотрим, как происходит выравнивание производства по видам (номенклатуре) изделий. Предположим, компания по производству футболок предлагает на рынок модели А В, С и D. Недельный спрос составляет пять футболок модели А, три футболки модели В и по две футболки моделей С и D. Массовый производитель, стремящийся к достижению экономии на масштабе и желающий минимизировать число переналадок для перехода от производства одной модели к другой, вероятно, организовал бы еженедельное производство в такой последовательности: AAAAABBBCCDD. Бережливый производитель, помня, кроме всех вышеописанных выгод также о влиянии редких больших заказов поставщикам, постарается организовать производство в такой повторяющейся последовательности AABCDAABCDAB, обеспечив соответствующее совершенствование производственной системы, например, сократив время переналадки. Данная последовательность может время от времени изменяться в зависимости от изменения уровня заказов от Клиентов.
Использованы материалы:
1. Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству / Под ред. Чета Марчвински и Джона Шука ; Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс : CBSD, Центр развития деловых навыков, 2005. - 123 с. ISBN 5-9614-0189-8
2. http://wkazarin.ru/content/view/368/1/
Комментарии