В предыдущих статьях, мы не раз затрагивали понятие Кайдзен, но не рассматривали его более детально. В данной статье мы более подробно разберем понятие Кайдзен, рассмотрим историю бережливости, ее принципы.
Вся эта история началась с компании Toyota.
Toyota – Крупнейшее в мире автомобилестроительная корпорация, которая была основана в 1933 году как департамент по производству автомобилей компании «Toyoda Automatic Loom Works», выпускавшей автоматическое ткацкие станки.Открыл департамент сын владельца Сакичи Тойоды Киичиро Тойода.
Акционерное общество «Тойота Мотор» появилось в 1937 году.
После второй мировой войны компания была убыточна, японский рынок был ограниченным, а за рубежом ее продукцию никто не покупал из-за низкого качества. Поэтому первоочредной задачей стало «Выживание», а именно увеличение прибыли от продажи автомобилей при условии снижения себестоимости и обеспечения высокого качества.
Для достижения поставленных целей, Таичи Оно и Эйдзи Тойода разработали новую систему, которая позволила снижать себестоимость путем устранения потерь и повышения эффективности производства за счет реализации принципа «точно вовремя».
Такой подход привел к созданию “производственной системы Тойоты» (TPS – Toyota Production System), что помогло Компании завоевать американский рынок автомобилей.
К 1995 году суммарный объем продаж автомобилей Тойота за год на внешних рынках стал больше, чем кол-во машин продаваемых компанией в Японии.
На сегодняшний день, концерн Тойота Мотор является самым прибыльным в мире по данным Центра автомобильных исследований (CAR).
Как Вы уже понимаете, компания Тойота создала производственную систему TPS, благодаря которой ей удалось занять лидирующие позиции на автомобильном рынке и стать самой прибыльной.
Давайте рассмотрим данную систему в виде дома.
TPS это производственная система Тойоты ориентированная на систему создания ценностей и исключения потерь.
Основная цель системы — удовлетворить потребителя, т.е. предоставить ему ценность, а для этого необходимо обеспечить:
-Отличное качество.
-Низкие затраты.
-Минимальное время исполнения.
-Высокий уровень безопасности.
-Высокий моральный дух.
А базируется система на нескольких основных принципах:
А) на принципе «Точно вовремя», то есть производить только то, что нужно в необходимом количестве в нужное время.
Б) на принципе «Встроенное качество» ( или «Автономизация», то есть автоматизация с использованием интеллекта).
Что бы не распыляться и не пытаться автоматизировать абсолютно все процессы, компания Тойота стали использовать понятие «Завершенность собственного процесса».
Какой процесс можно назвать завершенным? Тот, который сам производит — сам контролирует — сам исправляет ошибки.
Таким образом в системе TPS во главу угла ставится ценность продукта или услуги, которая определяется потребителем, а создается производителем.
Любая деятельность которая потребляет ресурсы, но не создает этой ценности, называется «Муда» (Потери) и должны быть оптимизированна. Борьба с потерями — одна из ключевых идей всей системы TPS.
В системе TPS так же существует понятие кайдзен.
Само слово состоит из двух иероглифов «кай»-изменения и «дзен»-к лучшему.
Данный термин приобрел популярность благодаря книге Масааки Имаи «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»
Кайдзен — это деятельность по непрерывному совершенствованию процессов и операций, направленных на устранение потерь.
Надо отметить, что у истоков этого «японского чуда» стоял американский ученый Эдвардс Деминг, который был специалистом по качеству и основоположником процесса возрождения экономики в послевоенные годы. Деминг внес вклад в практику управления и улучшения качества. А вот главным создателем TPS является Таичи Оно о котором речь шла в начале статьи. Так же значительный вклад в систему TPS внес и Сигео Синго. Если Таичи Оно знал, что надо делать, то Синго знал как.
С.Синго — разработал систему «Быстрая переналадка оборудования» SMED, но более подробно рассмотрим ее позже.
Грандиозный успех Тойоты не давал покоя американским компаниям, и они принялись его изучать, профинансировав исследовательский проект по анализу мирового автомобильного рынка, который возглавили Джеймс Вумек и Дэниел Джонс.
в результате данных исследований появился термин Lean Production.
Lean с английского переводится как тощий или худой. т.е. Lean Production означает такой тип производства, в котором нет ничего лишнего, где система работает с минимальным количеством запасов и высоком уровне качества в противоположность традиционному подходу к производству, накапливающему запасы в том числе содержащие дефектные детали.
Далее концепция бережливого производства трансформировалась в идею бережливого мышления, предлагающего применение принципов бережливости к любому производству или сфере услуг.
В России существовала система научной организации труда, идеи которой перекликаются с основами TPS. Одним из основоположником в СССР в данном направлении был Алексей Гастев. В своей книге 1922 года «Как надо работать» Гастев описывал те правила, которых должен придерживаться рабочий при организации производственного процесса (соблюдение порядка на рабочем месте, равномерная загрузка и т.д.). Эти правила перекликаются с TPS.
В настоящее время, бережливое производство получает все большее распространение в России. С каждым годом растет количество компаний, внедряющих эти подходы.
Вот только некоторые компании, стремящиеся стать бережливыми
Пионером стала «Группа ГАЗ», одна из первых в России внедривших TPS. Благодаря этому компания сегодня продает в 5 раз больше автомобилей, производительность труда выросла в 4 раза, а количество производственных площадей удалось сократить на 100 тыс. кв.м.
Комментарии