Греция, Италия, Испания, Турция, Хорватия, Сирия, Ливия, Алжир, Тунис и Марокко… Берега 22 государств, расположенных на трех континентах, омывает Средиземное море. Шумерская, этрусская, финикийская, минойская, греческая, римская, византийская и многие другие цивилизации оставили свои следы на его берегах.
В культуру, в формирование архитектуры этой области, которую нередко называют колыбелью человечества, сделали вклад десятки наций. Но больше всех, пожалуй, предки современных греков, итальянцев и испанцев. Не зря именно в их странах средиземноморский тип архитектуры – самый узнаваемый и популярный. Да, это те самые, под черепичными крышами домики, а также белоснежные виллы, которые, кажется, созданы из солнечных лучей, морской воды и белого песка.
Базовые черты и специфика стиля
Несмотря на внешнее разнообразие, всем постройкам региона присущи общие, характерные признаки. Сформированы они одинаковым климатом: и в Греции, и в Италии, и на Юге Франции дома строятся таким образом, чтобы сохранять внутри прохладу. Как правило, структура здешних строений довольно проста, даже архаична, что делает их легким, непринужденным продолжением пейзажа. Созвучие между природой и самим сооружением, рациональным Западом и чувственным Востоком возводит архитектуру Средиземноморья в ранг классического зодчества. Постройки побережья – воплощение простоты и лирики, манифест о легкости бытия. Им совершенно чужды пафос и излишества. Они расковано и даже несколько небрежно соединяют вместе дешевый известняк и благородный мрамор, керамику и ярко крашенное дерево, кованый металл и штукатурку.
Кроме этого, дом в средиземноморском стиле узнаваем по следующим признакам:
Черепичная кровля. Крышу чаще всего покрывают коричневой, красной или оранжевой черепицей.
- Открытая планировка этажей и минимальное количество барьеров между помещениями. Подобный прием создает иллюзию плавности и безграничности, способствует лучшей вентиляции помещений.
- Стены обычно отделывают белой, бежевой или терракотовой штукатуркой.
- Наличие арочных проемов, ниш и галерей.
- Наличие открытых, просторных террас и балконов.
- Наличие патио – внутренний, мощеный дворик, иногда накрытый навесом и уставленный горшками с растительностью.
- Если речь о вилле, то присутствует также бассейн, окруженный кадками с зеленью. Впрочем, даже обычный домишко должен иметь водоем – например, небольшой фонтан во внутреннем дворике. Море для народов побережья является фактором достатка и развития, а потому к воде они относятся с особым пиететом.
Цветовая палитра и материалы
Краски здешние градостроители «одолжили» у природы. Стены покрывают белой, розоватой, бежевой штукатуркой, а крыши – оранжевой, красной, коричневой натуральной черепицей. Многие детали, двери, к примеру, или оконные рамы красятся в ультрамариновый цвет, символизирующий волны и небеса.
Полы выкладывают камнем либо крупными керамическими плитами, что способствует прохладе. При этом камень никогда не привозили издали: архитектуре региона свойственно лишь местное сырье. Отказ от импорта диктовался не только практичностью. И греки, и римляне верили в сакральную силу конкретного, родного места. А также полагали, что если дом состоит из местных материалов, то защитное поле природной среды распространяется и на него.
Средиземноморская архитектура в Греции
Помимо общих черт, в каждой стране региона есть свои архитектурные нюансы. В Греции тон задает так называемый кикладский, по имени архипелага, стиль. Сложился он в XIX веке, когда острова охватил «побелочный бум». Дома, до недавнего времени разные, стали покрывать ослепительно-белой штукатуркой. Дошло до того, что местные власти, стремясь достичь архитектурной однородности вообще запретили использовать любые, кроме белой и синей, краски. Правда, многие жилые здания на, допустим, Санторини до сих пор остаются бежевого, охряного, терракотового и даже бордового цвета.
Греческие постройки редко превышают 2 этажа. Роль еще одного, дополнительного яруса выполняют плоские крыши, на которых устраивают террасы, располагают баки с водой, сады в кадушках или солнечные батареи. Поскольку жилые дома часто «вписаны» в горный рельеф и расположены ступенями, то крыша нижнего сооружения является верандой для здания ярусом выше. В материковой части Греции приватные постройки в основном двухэтажные, прямоугольной формы и с двух либо четырехскатными крышами. Возводятся они из камня, который белят известью, а кровли покрывают черепицей.
На первом этаже греческого дома размещают амбары и кухню. Второй, жилой этаж дополняют галерей, которая соединяется с низом дома при помощи наружной лестницы. Не исключение также деревянные балкончики. Если особняк находится в гористой местности, то плотно примыкает к холму либо скале, или нависает над ними, опираясь на выступающую площадку. На севере Греции дома складывают из камня-известняка с использованием гальки. А в лесистой части страны можно увидеть и деревянные жилые здания.
Особенности частных построек на Кипре
На архитектуру третьего по величине острова Средиземного моря наибольшее влияние оказала греческая строительная культура. На первый взгляд, это те же белые, под скатными крышами домики, «увешанные» балкончиками и лоджиями. Но есть и свой, особый колорит. Дома на Кипре могут выстраиваться до 4 этажей (местные власти строго следят, чтобы здания не заслоняли море), а при их строительстве применяют, кроме камня и черепицы, древесину местного, кипрского дуба.
Виллы на острове оснащают террасами и щедро украшают перголами, полы покрывают не только керамической плиткой либо мраморными срезами, мозаикой, но используют и паркет. Дома киприотов оформлены в характерные для общего стиля светлые краски, а наличие патио не менее обязательно чем длинная терраса.
Средиземноморский стиль в Италии
Как и полагается стране, прямому наследнику Древнего Рима, Италия сохранила верность античным ценностям. Однако общий для морского побережья стиль трансформировался здесь в так называемый тосканский. Особого расцвета достиг он в годы Возрождения: архитекторы даже придумали термин «тосканский ордер», упрощенный вариант ордера дорического. Дома итальянского побережья отличаются ясными пропорциями, имеют в основе четкий квадрат или прямоугольник. Чаще всего их стены возводят из местного шероховатого туфа вперемежку с некрупным кирпичом. Крыши пологие, черепичные, впрочем, как повсюду на берегах Средиземного моря. Из древесины делают опоры для арок, стропила и перекрытия, перголы и террасы.
Полы выкладываются каменными или керамическими, фактурными плитами. А стены снаружи украшают коваными фонарями и такими же решетками на окнах. Частый атрибут итальянских домов, в первую очередь городских особняков – круглые слуховые окошки и галереи в виде арок. Цветовое оформление – оттенки умеренного коричневого тона (песочный, кирпичный, кремовый, оливковый), акцентированные кобальтовой краской.
Средиземноморский стиль в Южной Франции
От Тосканы до Лангедок-Русильона, одной из южных окраин Франции, всего 800 километров. Тем не менее французская «ветвь» средиземноморского стиля больше известна под названием «прованс».
Дома Лазурного берега, по преимуществу, прямоугольные, вытянутые вертикально. Ходовой материал – местный, дикий камень, покрытый штукатуркой светлых колеров: желтого, сливочного, розового. Стены, впрочем, могут быть и «обнаженными», что прибавляет постройке особого, рустикального шика. Оптимальное количество этажей – 2-3, причем границы между ними нередко подчеркивают карнизами. Кровли двух и четырехскатные, со слуховыми отверстиями, крытые все той же, типичной для Средиземноморского бассейна черепицей. Как и на юге Италии, где солнца в избытке, окна французских домов узкие, небольшие и расположены довольно скупо. Зато двери широкие, «амбарные», с коваными петлями. Обязательные дополнения – пристройки к дому, террасы и флигели.
Средиземноморский стиль в Испании
На культуру этой страны много веков воздействовали берберский и мавританский менталитеты, что не могло не отразиться на строительных обычаях. Больше всего восточные мотивы заметны в Андалусии, полностью когда-то завоеванной арабами, и в Каталонии. А вот Валенсия, некогда область Древнего Рима, славится античными лестницами, классическими террасами и плоскими, приспособленными для загорания и пассивного отдыха крышами. Мусульмане привнесли в жилищную архитектуру Испании и, прежде всего, Андалусии башенки, зубчатые стены, аркады, балюстрады и асимметричные детали декора. А стены многих домов приобрели насыщенные, яркие «одежды», хоть сочетание белого с синим осталось тоже популярным.
Современные испанские дома возводятся чаще в 2-3 этажа. При этом внизу располагается гостиная с камином, кухня и столовая с выходом на террасу. Балконы обязательны, окна испанского дома оборудованы ставнями, а дверь подковообразной формы – тяжелым железным кольцом для стука (дверной молоток). В целом светлая гамма традиционного испанского жилища оттеняется более ярким цветом керамики на полу и на крыше.
Средиземноморский архитектурный стиль сегодня
Несмотря на все свое очарование, историческую славу и глобальное признание, средиземноморская архитектура остается «пленницей» южных широт. И этому есть объяснения. Открытые веранды, террасы, балконы хороши для зим без осадков, а плоские или с небольшим уклоном крыши – для мест, не ведающих сильных снегопадов. Да и небольшие окна, защищающие комнаты от палящего солнца, вряд ли уместны в домах северян. Что же делать, как быть, если мечта рисует средиземноморский, никакой другой особняк?
- Во-первых, можно повторить форму, типичную для средиземноморских зданий: прямоугольник или цилиндр.
- Во-вторых, использовать для отделки камень, штукатурку, древесину.
- В-третьих, применить отдельные элементы стиля: приемы в виде арок и пергол, декор из кованого металла, а также окраску – дуэт девственно-белого и василькового цвета.
Придавая усадьбе облик итальянского палаццо или испанской виллы, следует, однако, учитывать местный ландшафт и рельеф, ведь гармоничное слияние с природой – одно из условий стилистики.
Сегодня в частном строительстве даже в странах Средиземноморского бассейна все чаще используют новые технологии и материалы, имитирующие природное сырье. Керамику на крышах потеснила металлочерепица, а двери, ставни, карнизы, бывает, изготавливают из прочных полимеров, стилизованных под натуральный камень либо дерево. Что ж, архитектурный стиль – не догма, а кодекс неких, обобщенных принципов, оставляющий поле для творчества и полета фантазии.