Продолжим рассматривать методику внедрения 5С на складах. С первой частью можно ознакомится здесь: 5C на складе - Шаг 1
Так как мы рассматриваем в нескольких частях единую методику внедрения 5С, то для Вашего удобства нумерация заголовков будет продолжена с предыдущей статьи.
Цель второго этапа 2С:
- Рациональное размещение предметов, чтобы их было легко использовать и возвращать обратно в соответствии с требованиями безопасности, качества и производительности труда;
- Визуальное обозначение предметов и мест хранения для удобства использования и возвращения этих предметов;
Качественное визуальное управление позволяет ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ с первого взгляда определить, все ли в порядке в зоне.
Проведение второго шага 2С создает предпосылки к стабилизации и стандартизации выполняемых процессов в рабочей зоне, а также к успешному выполнению последующих шагов 5С (содержание в чистоте и стандартизация).
Пошаговая схема проведения 2С представлена в таблице
№ этапа |
Этап |
Название этапа |
1.1. |
Подготовительный |
Разработайте график проведения 2С |
1.2. |
Распределите роли и ответственность между участниками группы |
|
1.3. |
В составе рабочей группы изучите теоретические и методические материалы. При необходимости для проведения обучения руководитель группы приглашает кайдзен-менеджера. |
|
1.4. |
Изучите принципы расположения предметов на своих местах, а также принципы визуализации рабочих мест, изложенные в методической рекомендации. |
|
1.5. |
Сотрудникам участка разъясните цели и задачи 2С и напомните цели системы 5С в целом |
|
2.1. |
Определение расположения предметов |
Составьте план помещения или рабочей зоны, которые необходимо оптимизировать (вид сверху). |
2.2. |
Укажите на плане стрелками направление движения, в котором выполняются операции |
|
2.3. |
Внимательно изучите получившуюся диаграмму «спагетти», на которой зафиксировано состояние рабочего места в Текущем Состоянии (ТС). Отметьте места, в которых нарушается непрерывность потока |
|
2.4. |
Определите лучший маршрут при выполнении операций и составьте карту Целевого Состояния |
|
2.5. |
Проанализируйте эффективность получившегося потока на бумаге на основе принципов 2С |
|
2.6. |
Определите наилучший способ размещения предмета на том месте, куда вы собираетесь их перемещать. |
|
2.7 |
Подготовьте зону. После этого выполните расстановку оборудования и перемещение предметов согласно Целевого Состояния, при необходимости корректируйте расположение |
|
3.1. |
Организация визуального управления |
Идентифицируйте и визуализируйте места размещения |
3.2. |
Идентифицируйте и визуализируйте предметы в рабочей зоне |
|
3.3. |
Визуализируйте количество предметов |
Перед началом шага группа проводит организационное совещание, на котором:
- разрабатывается график проведения 2С
- распределяются роли и ответственность между участниками группы (Пример см. Приложение 1 по аналогии с шагом 1).
- участниками рабочей группы изучаются теоретические и методические материалы. При необходимости для проведения обучения руководитель группы приглашает кайдзен-менеджера.
- Изучаются принципы расположения предметов на своих местах, а также принципы визуализации рабочих мест, изложенные в методической рекомендации.
- Также рабочая группа перед началом шага 2С разъясняет сотрудникам участка цели и задачи 2С и напоминает о цели системы 5С в целом
Общие принципы:
- Удобное место хранения предметов (устранение перемещений)
- Предметы хранятся в соответствии с частотой использования (устранение перемещений):
· Редко используемые – дальше
· Часто используемые – ближе
· Постоянно используемые – в непосредственной близости или с собой
- Хранить предметы так, чтобы их было удобно достать и класть обратно (устранение движений)
- Безопасность – тяжелое внизу, легкое наверху
- При прочих равных условиях – помните об удобстве уборки! Хранение вдоль стен, на полу и навалом затрудняет уборку и не рекомендуется!
Обратите внимание на следующие вопросы:
- Где и какие находятся запасы и материалы?
- Где и какие транспортные средства находится?
- Где и какое оборудование, и механизмы?
- Где и какие шкафы, стеллажи, мебель находится?
- Где и какие бракованные изделия чаще всего скапливаются?
- Где и какие инструменты, и приспособления находится?
- Где и какие измерительные приборы находится?
- Где и какие информационные доски находится?
- Где и каковы знаки и разметка?
Для составления плана рекомендуется использовать форму из Приложения 7 Диаграмма СПАГЕТТИ
Для каждой операции должна быть хотя бы одна стрелка. Укажите стрелками направление выполняемых операций и пронумеруйте их по ходу часовой стрелки.
Снова укажите стрелками направление выполнения операций и пронумеруйте стрелки, чтобы указать направление всего потока.
Обратите внимание на вопросы:
· Где удобнее располагать запасы и материалы?
· Где использовать транспортные средства на рабочем месте? Где их удобнее расположить в зоне?
· Где удобнее расположить оборудование и механизмы?
· Где и какие шкафы, стеллажи, мебель использовать?
· Где располагать бракованные изделия?
· Где расположить инструменты на рабочем месте?
· Где удобнее располагать измерительные приборы?
· Где вам нужна информация на рабочих местах?
· Где необходимы знаки и разметка?
Лучше выявить крупную ошибку на бумаге, чем потом переделывать.
При определении расположения предмета на месте используйте общие принципы 2С.
Обратите внимание на вопросы:
· Как именно удобнее располагать и обрабатывать запасы и материалы?
· Как использовать транспортные средства на рабочем месте? Как именно их удобнее расположить?
· Как именно удобнее расположить оборудование и механизмы?
· Как именно удобнее расположить шкафы, стеллажи, мебель?
· Как именно удобнее располагать и обрабатывать бракованные изделия?
· Как именно удобнее расположить инструменты на рабочем месте?
· Как именно удобнее расположить измерительные приборы?
· Как именно удобнее разместить информацию на месте?
· Как именно нанести разметку и знаки?
После того как мы решили, где будет храниться предмет, необходимо однозначно идентифицировать все места хранения. Типичным примером правильной реализации этого шага является адресное хранение товара. Подобным образом каждое место должно иметь свое название, чтобы его можно было легко найти.
Пример адресного хранения на складе.
После идентификации зоны надо указать предметы, которые будут здесь находиться.
Часто случается, что одним и тем же предметы называют по-разному. Следует принять и зафиксировать единственное название.
Можно сразу понять, какой предмет должен быть на месте, и правильно ли он расположен.
На этом же этапе следует визуализировать название предмета (желательно) и его принадлежность к этой зоне (обязательно).
ЛЮБОЙ человек должен легко понять, как называется этот предмет и к какой зоне он принадлежит!
Примечание: товар в ячейках должен быть подписан, его принадлежность к этой ячейке допускается прояснять в системе управления складом (WMS).
Правильная реализация визуального управления позволяет эффективно выявлять и решать проблемы. См. пример плохого и хорошего визуального управления. В данном примере в первом случае нельзя понять, нормально ли припаркована машина. Во втором случае видно, что машина припаркована правильно.
Пример плохой и хорошей визуализации
Любое место хранения предметов при пополнении имеет риск переполниться или не заполниться до требуемого уровня. Следовательно, должны быть разработаны и применяться простые и эффективные правила пополнения (канбан, точка заказа мин-макс. и пр.).
Для предоставления наглядной информации о нормальном/ненормальном количестве предметов рекомендуется визуализация минимального и максимального уровня запасов.
Пример визуализации минимального и максимального уровней запасов
Пример визуализации минимального и максимального уровней запасов в шкафу.
Рекомендуется заполнять ячейку до 80% от объема ячейки. Это облегчит доступ к предметам, предотвращает хранение навалом.
Примечание:
Для мелких деталей бирка с наименованием может также служить максимальным уровнем для заполнения.
Пример хранения мелких предметов с визуализацией уровня запасов.
Пример визуализации минимальных и максимальных уровней жидкостей.
Подобное обозначение минимального и максимального уровня применяется так же для обозначения нормального диапазона функционирования предметов. Иначе говоря, таким образом обозначают стандарт.
Пример визуального отображения «нормы» и «отклонения»
Пример визуального отображения нормы затяжки креплений.
Как только начинается складирование, предметы начинают складывать в стопки и штабели. Если в стопке разный товар, то приходятся его полностью перекладывать, чтобы достать нужный. Крайне важно заранее продумать принципы складирования запасов.
Запасы в штабелях и стопках
- Для товаров, имеющих срок годности, рекомендуется организовать хранение и отбор по принципу FEFO - (англ. First Expire, First Out — «первый истекает — первый выходит»)
- Для товаров, не имеющих срока годности, но качество которых напрямую зависит от времени прошедшего с момента производства, рекомендуется организовать хранение и отбор по принципу FPFO - (англ. First Product First Out — первый произведен — первый выходит).
- Для товаров больших габаритов или тяжелых (длинномер), при обработке которых невозможно произвести отбор с партии поступившей на склад первой без дополнительных трудозатрат, допускается организовать работу по принципу LIFO (англ. Last In, First Out, «последним пришёл — первым ушёл»).
- Для всего остального товара, обрабатываемого на складе, рекомендуется организовать хранение и отбор по принципу FIFO - (англ. First In, First Out — «первым пришёл — первым ушёл»). Идеальный рекомендуемый вариант хранения такого товара – расположение его на горизонтальных полках в порядке поступления. Также дополнительно, где это возможно, следует использовать наклонные гравитационные стеллажи.
Пример реализации принципа FIFO в хранении запасов.
Когда запасы входят в зону, они расставляются на места хранения. Когда эти предметы требуются, они отбираются с зон хранения. Любые запасы всегда «размещаются» и «изымаются».
Следовательно, есть два способа управления:
- легкое размещение – функциональный метод
- легкое изъятие - процессный метод
При функциональном методе товар легче размещать, легче управлять зонами. Однако, он требует перемещений между зонами и перемещений вглубь зоны.
Функциональный метод размещения.
При процессном подходе товар легче отбирать, так как все необходимое для конкретного продукта есть внутри одной зоны. Такой способ облегчает сбор одинаковых товаров в течение времени. Однако, такими зонами сложнее управлять.
Для стабилизации процесса комплектации с помощью питчей рекомендуется размещение по процессному методу.
Процессный метод
Отличие инструментов от запасов в том, что инструменты и прочие предметы после использования нужно возвращать обратно, а запасы не нужно.
Любой достигнутый порядок рано или поздно разрушится, если не продумать способы легкого возвращения инструментов.
Можно выделить 5 стадий развития упорядочивания инструментов.
Инструменты могут находиться где угодно. Работники тратят много времени на поиск инструментов, используют их и оставляют их там, где им кажется удобнее. Иногда работники формируют свои «личные запасы»
Инструменты, упаковочный материал и даже мусор собраны в отдельные места. Это делает поиск и возвращение предметов чуть легче.
Чтобы было проще узнать, куда возвращать предметы, используются следующие методы
Индикаторы
Стикеры, маркировка и другие примеры хорошо показывают, куда возвращать предметы. Подробнее требования к маркировке см. выше требования к визуализации.
Индикатор показывает, куда вернуть инструмент.
Цветовая кодировка
Цветовая кодировка хорошо обозначает, к какой зоне принадлежит предмет. Например, если инструмент используется в определенных зонах или при обслуживании оборудования, погрузчиков и т.п., то он должен иметь маркировку цветом такую же, как у этой зоны/оборудования.
Цвет лотка соответствует цвету зоны
Тени и контуры
Если конкретное место, где должен храниться предмет, определено размыто и не конкретно, то в зоне сложно поддерживать порядок. Для визуального определения конкретного места хорошо подходит метод «Оконтуривания».
Суть метода в том, что на подложке краской или пленкой (обычно желтого цвета) рисуется контур предмета. Контур предмета не должен выступать более чем на 1-2 мм за габариты предмета. При установке предмета на место хранения, тень должна перекрываться на 90 – 100%.
Контур предмета
Вариант реализации метода «Оконтуривание»
Иногда для закрепления предметов изготавливают трафареты, в которые вкладываются инструменты.
Примечание: особенно эффективно сочетание методов оконтуривания и цветовой кодировки
Люди по природе своей часто делают многие дела не глядя и не затрачивая много внимания. Следующие принципы используют это свойство человека.
Инструменты располагаются на расстоянии вытянутой руки
Доступные зоны для размещения инструмента.
Когда работник занят выполнением основной работы, он не задумывается о том, что ему надо вернуть предмет на правильное место, если это место где-то далеко. Поэтому лучший способ расположить предметы в непосредственной близости от места использования работником.
Если используются несколько инструментов, то они должны быть отсортированы в порядке использования.
Хранение инструмента в непосредственной близости от места использования и в нужном порядке.
Увеличение пространства
Каждый знает, как трудно вставить нитку в игольное ушко. Несколько раз промахнешься, и начинаешь нервничать. Подобным образом происходит и на рабочих местах. Если работник сталкивается с подобной нервной ситуацией при возвращении предмета, то порядок быстро превращается в беспорядок.
Мы не можем легко попасть в игольное ушко, потому что размер его очень мал.
Когда мы наливаем жидкость в узкое горлышко бутылки, мы используем воронку, так как рабочее расстояние воронки больше, чем горлышко.
Как предотвратить проливание жидкости?
Этот принцип применяется и в рабочих зонах. Чем больше расстояние, куда нам нужно попасть, тем легче поддерживать порядок
Четыре стадии эволюции упорядоченности
Даже если предметы находятся на расстоянии вытянутой руки, часто некоторые работники все равно находят проблематичным возвращать их на место. Способ решить эту проблему – подвесить инструмент, добавить пружины и т.п.
Работник отпускает шуруповерт, и он висит над местом сборки.
Ключевой вопрос этого этапа: «Можем ли мы вообще отказаться от этого предмета?»
Объединение функций предметов и инструментов
Устранение функции, для которой нужен этот предмет
Чтобы устранить необходимость в предмете, нужно задать три простых вопроса к каждому предмету:
- Почему я должен использовать инструмент?
- Какая основная функция инструмента?
- Есть ли другой способ выполнить эту функцию без этого инструмента?
Как я могу выполнить эту работу без инструмента?
Если предприятие выполняет текущее обслуживание оборудования, заправку топливом и т.п., то в рабочих зонах могут находиться жидкости разных типов, существуют различные процедуры использования этих жидкостей. Лучший способ управлять этими предметами это использовать цветовую кодировку.
Цветовая кодировка использования жидкостей
Рациональное расположение проводов облегчает последующую уборку и проверку. Провода должны быть собраны вместе (в кабель-каналах или держателями), закреплены в местах, исключающих их повреждение.
Нахождение проводов на полу запрещается!
Крепление проводов над полом, в связке.
Неправильное размещение проводов.
- Проходы должны быть по возможности прямыми и достаточно широкими для безопасного и равномерного перемещения;
- Линии разметки, обозначающие зону хранения оборудования, стеллажей, шкафов, тележек, погрузчиков и прочих предметов, должны быть 50-100 мм в ширину, наносятся на расстоянии 50-100 мм от самих предметов. В местах, где невозможно выполнить данное требование, и где необходимо показать точное расположение хранимых предметов, расстояние определяется по обстоятельствам.
Расстояние разметки от предметов
Разметка на полу
- Цвет краски должен соответствовать определенным стандартам. При этом предпочтительнее броский цвет. Примером может быть следующий вариант:
рабочие зоны (работают люди) - зеленого цвета;
проходы, проезды - серого;
разделительные линии – желтого
Пример разметки проходов и проездов
При рациональном размещении информационных материалов следует:
- Применять отдельные ящики и информационные доски и не вывешивать объявления где попало. Выделите для них специальные места и строго следуйте правилу вывешивать их только там.
- Указывать, как долго должно висеть то или иное объявление. Ни одно объявление не должно вывешиваться без указания того, когда оно должно быть снято. (устаревшие объявления - это не просто потеря пространства. Дело еще в том, что они висят так долго, что все перестают обращать на них внимание, а по аналогии люди привыкают не обращать внимания на любые объявления, даже новые).
- Клеящаяся пленка (скотч) должна сниматься таким образом, чтобы после нее стена не оставалась в неприглядном виде.
- Объявления, плакаты и указатели должны располагаться в одну линию с равнением наверх, чтобы они выглядели аккуратно.
- Бумага для объявлений и их крепление:
должно быть три или четыре стандартных размера;
должны быть хорошо рассчитаны размеры свисающих объявлений. Прежде всего, они не должны никому мешать, обрываться;
- Объявления должны прикрепляться прочно, чтобы они не болтались и не падали от ветра, когда открывают окна или когда мимо проходят люди.
- Шрифты объявлений. Объявления можно писать и от руки, но они должны быть написаны аккуратно и четко. Важные объявления не должны выглядеть как "граффити" (наскальная живопись).
Контроль эффективности второго шага системы 5С осуществляется при помощи «Контрольного листа по проверке эффективности внедрения системы 5С» (Приложение 6).
В контрольном листке должны быть отражены критерии эффективного места, выработанные на втором шаге.
В следующей статье, ШАГ 3. Все материалы в электронном виде, будут приложены к статье с последней частью!
Комментарии