Инструмент для определения первопричины.
Существует очень простой инструмент для определения первопричины. Обычно его используют в дополнение к диаграмме Ишикавы.
Он позволяет с помощью простого вопроса «почему» получить ответ и найти первопричину проблемы.
В основном, мышление людей поверхностно. Они затрагивают проблему и выдают сразу решение, что по сути приведет к тому, что через некоторое время эта проблема снова всплывет в рабочем процессе.
Так что же собой представляет этот инструмент 5 Почему или 5 WHYS?
- Для начала формулируем проблему, которая, по сути, носит поверхностный характер, при условии, что с ней согласны все участники рабочей группы.
- Затем задаем поставленной проблеме вопрос «Почему?», каждый участник рабочей группы высказывается почему появилась проблема. Учтем, что на начальном этапе может возникнуть несколько направлений возникновения этой проблемы.
- После к каждому высказыванию мы снова задаем вопрос «Почему?». Обратите внимание, что разветвление может выстраиваться в несколько уровней. Там, где мы нашли конечный ответ, или на эту проблему по ряду причин мы повлиять не в силах, то в этом случаем на следующем вопросе «почему?» мы рисуем.
- Таким образом мы задаем вопрос «почему?» до тех пор , пока не приходим к ответу. Практика показывает, что уже на 5 вопросе «почему?» находят первопричину возникшей проблемы.
- И в заключении построенной диаграммы должен стать список мероприятий по устранению причины.
Например:
- почему шкаф у покупателя не собирается ? - потому что детали не подходят в размерах
- почему детали не в размер? - потому что измеряют китайской рулеткой
- почему измеряют китайской рулеткой? - потому что снабжение решило сэкономить на рулетках и купили самые дешевые
- почему решили купить самые дешевые? - а при заказе рулеток никто не оговаривал требования к ним (чтоб были поверенные) , потому что не знали, как влияет причина на качество конечного продукта
- почему никто не оговаривал требования? - потому что заявка снабжению идет от кладовщика, который таких тонкостей не знает; потому что нет обмена информацией между сотрудниками и отделами
- почему заявка на измерит инструмент идет от кладовщика? - потому что размещение заявок на измерительный инструмент отдельно не как не обозначена ни у кого в должностных обязанностях, и т.п.
Т.е. смысл метода - дойти до коренной причины простыми вопросами.
Таким образом на примере, при ответе на 5-ый вопрос мы выяснили, что нет процедуры по предоставлению и обмену информацей между отделами и сотрудниками в компании, и что никто не несет ответственности по заказу качественного инструмента!
Используемая литература
"Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества" переведено с английского Москва 2010г.
Комментарии